Последним временем надземный канатный транспорт набирает всё большую популярность в мире. Причин много – и экологичность, и относительная дешевизна обслуживания. На коротких маршрутах гондольный подъёмник может справиться с работой перемещения пассажиров лучше, чем автотранспорт. Пока развитие подобного транспорта останавливает только высокой стоимостью первичных вливаний в создание дорог. Ведь строительство канатного подъёмника – это целая наука. Если для создания обычной дороги в городе нужна разве бригада строителей и каток. А вот одна только опора надземной ветки требует коллектива архитекторов, геодезистов, строителей и специальной техники, которая будет монтировать конструкцию значительное время. Всё это, а также некоторые другие чисто технические сложности тормозят вхождение канатного транспорта на территорию СНГ. Строительство канатных дорог ныне – это прерогатива специализированных компаний, ориентированных на комплексный подход, включающий работу «под ключ». Все они, так или иначе, имеют корни в горнолыжном бизнесе, так как «канатки» исходят большей частью оттуда.
Какие существуют виды наземных канатных путей?
Бугельные подъёмники – самые простые. Используются для подъёмов не длиннее 500 метров. По канату на определённом расстоянии друг от друга, курсируют палки с утолщениями на конце, подобными небольшому подобию сидений. Лыжник берётся за палку, пропускает её между ног и, подавшись назад, производит подъём. Несколько сложнее для производителя и монтажника, однако проще для эксплуатанта. Кресло – оно и есть кресло. Садишься на такое – и едешь. Современные производители кресельных подъёмников делают уникальные системы, оборудованные даже электроподогревом сидушек, плексигласовыми колпаками от ветра. Одной из самых красивых канатных систем является гондольная канатная дорога. Сейчас их устанавливают даже в крупных городах, дабы получать прибыль от туристов, желающих увидеть панораму города. При строительстве и проектировании гондольные системы обходятся очень дорого, однако в относительно небольшой период времени окупают себя. Одна из крупнейших подобных дорог сейчас работает в столице Грузии и опробована лично президентом Михаилом Саакашвили. В качестве выгодной меры для горнолыжных комплексов часто применяются т.н. «телемиксы», представляющие собой «гибрид» нескольких видов дорог на различных канатных ветках. Одним из крупнейших производителей «телемиксов» является итальянская компания «Leitner».